Перейти к содержимому

Культура

Мастер картинной драмы и художественной сатиры

20.04.2016

В одном из красивейших мест Беларуси, на территории экотуркомплекса «Николаевские пруды», сохранился дом, где провел последние годы выдающийся русский художник Николай НЕВРЕВ.


«Автопортрет» 1858

В настоящем заповедном уголке Беларуси, в 6 км. от г.п.Круглое Могилевской области расположена деревня Грибино, где в школьной библиотеке собран богатый материал  о выдающемся русском художнике Н.В.Невреве. Николай Васильевич Неврев – русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок. Родился он 3 мая 1830 года в Москве в семье купца. Некоторое время состоял на службе в должности канцеляриста. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Неврев поступил в 1850 году, когда ему уже был 21 год. В течение пяти лет художник получал знания под руководством М.И. Скотти. В 1855 году Неврев решил оставить это учебное заведение, получив звание свободного художника.

Ранними работами художника в основном были портреты. Колорит этих произведений был не очень примечательным, однако портреты отличались психологизмом и правдивостью изображения. Среди первых работ Неврева известен портрет М.И. Третьяковой, написанный в 1860 году. Настоящая слава пришла к художнику только в середине шестидесятых.

В 1859 году он становится классным художником. От портретов Неврев постепенно отходит, начиная заниматься преимущественно картинами, изображающими сцены народного быта. Именно эти работы и стали визитной карточкой художника. Среди них «Торг. Из недавнего прошлого», «Воспитанница», «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах». Особую известность имела первая картина. За эту работу Неврев был удостоен премии Общества любителей художеств. Картина посвящена торгу о продаже крестьян в доме помещика. Художнику удалось выразить свое отвращение к жестокости и глупости такого общества. Неврев проявил себя как мастер сатиры и картинной драмы. Эту работу художника вскоре приобрел П.М. Третьяков.

На картине «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» Неврев показывает присущее ему отличное знание быта купцов. В результате полотно получилось ярким и реалистичным, с нотками сатиры, как и многие другие работы художника.

С семидесятых годов художник обращается к исторической тематике, изображая в основном сцены из отечественной истории. В это время появляются картины «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого», «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию», «Захар Ляпунов и Василий Шуйский», «Патриарх Никон пред судом». Однако основными работами, принесшими известность Невреву, остались жанровые картины. С 1881 года Неврев становится участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок. 

Дом, в котором провел свои последние годы Николай Неврев.

Николай Неврев – не только один из самых ярких и колоритным мастеров кисти второй половины позапрошлого века. Он – еще и один из самых загадочных художников своего времени, личность сложная и неординарная. В конце 19 века Невреву предложили пост директора Третьяковской галереи, но он отказался и поселился в имении Лысковщина, недалеко от г.п. Круглое, где на семьдесят четвертом году жизни (3 мая 1904 года) покончил жизнь самоубийством. 

У местных жителей есть такая легенда, что после смерти Неврева художник Белыничский-Бируля похоронил его на скуратовском перекрестке. Над местом захоронения возвели небольшую капличку и 5-ти метровый дубовый крест. Говорят, что местные жители будто бы видели, как «маляр» сидел в каплице, ходил под окнами крестьян и стучал тростью в окна, душа его не ведала покоя. Все стали обходить нечистое место стороной. Через шесть лет Неврева перезахоронили в парке дома, в котором он жил и творил.   

«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866

«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» 1866

«Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III» 1875

«Смотрины» 1888

«Василиса Мелентьевна и Иван Грозный» 1880

«Возвращение солдата на родину» 1869

«Подопечный» 1867

«Последние минуты митрополита Филиппа» 1898