Перейти к содержимому

Нравственность

День Женщины как День Матери и 8 марта

06.03.2015
Дмитрий КУНИЦКИЙ, редактор духовно-просветительского блока электронной газеты "Союзное слово"

Закрепление в общественном сознании Дня Матери, в котором государственный праздник соединился воедино со священным церковным событием, и обретение в нем подлинного Дня Женщины выводят на подлинный путь духовного возрождения и просвещения белорусов.


Именно образ женщины-матери – земной и небесной – призван стать тем образом подлинной женственности, который заместит собой в умах и сердцах людей навязанный нам стереотип эмансипированной, гордой и капризной эгоистки, и к которому будет обращено воспитание наших женщин.

                                            Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам

                                           прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

                                           впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере

                                           и любви и в святости с целомудрием (1 Тим.2:13-15)

Мало что может так воздействовать на становление сознания и мироощущения людей, как праздничные дни с их смысловой подоплекой и историческим происхождением. Именно они наполняют более ли менее отвлеченные понятия определенным образным содержанием, вплетая их в цельную ткань ежедневной жизни и отзываясь в сердце человека. Так, в советское время день чествования мужчин был прочно увязан с Днем защитника Отечества, закрепляя в сознании представителей равно слабого и, собственно, сильного пола (включая подрастающее поколение) ту ипостась с надлежащими ей качествами, в которой во всей полноте раскрывается в данном обществе сама сущность мужской личности и на которую в той или иной степени призваны равняться все остальные граждане большой страны-цивилизации. И хотя дата ежегодного празднования «дня Мужчины» была несостоятельна с исторически-смысловой точки зрения (ибо восходила к событиям, позорным и трагическим для русского воинства и государственности в целом), сущность мужчины была обозначена достаточно верно (хоть и не полно). Да и психологически увязывался сей праздник больше с победами Красной Армии в Великой Отечественной Войне, которыми красный цвет кровавого ротшильдского интернационала и революции сменился на красный цвет русской Пасхи. Которая связала в мае 1945 года Христово Воскресение с духовным и государственным воскресением (хоть и неполным) русского народа. Что, впрочем, не отменяет необходимости пересмотра привычных даты и событийных привязок мужского праздника.

С днем чествования женщины в советское и постсоветское время ситуация сложилась гораздо более замутненная. Замутненная – в плане его субъективного восприятия гражданами, связанного с туманными ассоциациями весны, женской красоты, стремлениями дарить цветы и торты с шампанским. В плане же самого смыслового и событийного контекста значение «женского дня» оказывается более чем проясненное. У дня 8 марта имеются две взаимосвязанные предыстории – общественная и духовная. Первая (экзотерическая) связана с нарастающей во второй половине XIX века упорной борьбой женщин во главе с идейными феминистками за «женскую свободу» и «равноправие с мужчинами», а также за общую женскую эмансипацию – высвобождение из-под вековых внешних и внутренних устоев, которым традиционно были подвластны и хотя бы внешне соответствовали женщины даже западного мира. Заметим, что для такого движения существовали достаточно сильные предпосылки в виде веками свойственного для западной цивилизации открытого угнетения и пренебрежения по половому, а также расовому, имущественному, статусному и иным признакам. Но в эмансипационных лозунгах шла речь не только о преодолении или смягчении такого угнетения, но об упразднении всяческого Богом установленного своеобразия, призвания и разумного неравенства женщин – самого женского образа, женственности самой женщины.

Что характерно, начало и главный импульс такое движение получило в США и одним из первых своих выхлопов произвело знаковые выступления проституток Чикаго и Нью-Йорка с требованием, в том числе, признания равенства с «другими профессиями». В начале XX века в разные дни первых декад марта в разных странах ежегодно происходили бурные демонстрации женских социалистических организаций с подобными лозунгами, увенчавшиеся утверждением в 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции по настоянию Клары Цеткин «Международного женского дня». Но конкретную дату этот «женский день» приобрел, увы, в забываемых нашими людьми обстоятельствах. Именно в 1917 году 8 марта по католическому (григорианскому) календарю, принятому от той революции доселе, в Петрограде во время Первой мировой войны, клонившейся к очередной блестящей победе России, произошел так называемый «бабий бунт». Предоставленные самим себе и либерально-революционной пропаганде в условиях, когда большинство мужчин ушли на фронт, и захваченные абстрактными, непонятно-зажигательными лозунгами, разгоряченные женщины в порыве необузданной чувственности устроили массовую демонстрационную истерику, которую подхватили и разожгли настоящие хладнокровные революционеры, в скором времени доведя ее до свержения тысячелетнего монархического строя с союзом государства и Церкви и начала невиданной доселе кровавой бойни и богоборчества. Не напоминает ли нам это логику недавнего украинского Майдана?

И именно в память этого всенародного помешательства в 1921 году, на 2-й Коммунистической женской конференции было принято решение установить празднование «международного дня женщины» прямо на 8 марта, воздавая этим честь и славу самому «великому» всемирно-историческому достижению Женщины со времен дьявольского искушения Евы и Евой Адама в первобытном раю. И хотя, казалось бы, антикоммунистический блок стран не должен был бы принимать этот символ «враждебной» идеологии, в 1975 году, эдак тихо и в рабочем порядке, 8 марта был признан Международным женским днем никем иным, как Организацией Объединенных Наций, добавившей к нему статус Дня борьбы за права женщин и международный мир. Таким образом, свержение православной государственности было признано главным историческим достижением женщины и решающим мгновением в борьбе за «свободу от угнетения и равенство».

Однако есть у этого праздника и вторая – духовная, олицетворенная и как бы эзотерическая (скрытая от широкого внимания и понимания) – предыстория праздника, как бы сквозная невидимая оболочка вышеуказанных событий. На те самые дни, на которые выпадали женские протестные бунты в США и Европе (и также в постоянно меняющиеся даты), приходится такой иудейский религиозный праздник, как Пурим. Он восходит еще ко временам Ветхого Завета и в иудейском толковании он означает кровавую победу избранного еврейского народа над враждебным народом, среди которого он проживал, за счет хитрости и обольстительности женщины по имени Эсфирь. К этому же роду (хитрой, обольстительной женщины) относились и революционные матери-основательницы «Международного женского дня» Клара Цеткин и Роза Люксембург.

В совокупности этих двух предысторий перед нами раскрывается полная картина формирования того нового образа женщины, который был постепенно навязан Западом и стоящими за ним религиозными силами всему человечеству как альтернатива целомудренному во всех отношениях образу христианской женщины. Этот антиобраз содержит в себе такие качества, как непокорство, бунтарство, своеволие, наглость, бесчиние, безудержную гордость – все, что наиболее ярко мы находим в чертах и концепциях феминисток. Символом такой женщины является отнюдь не библейская Эсфирь, бывшая скромной, кроткой, сострадательной, избранной за это Богом для защиты и избавления своего народа от жестокого племени амаликитян (а отнюдь не для доставления ему власти и господства над другими народами), а именно – библейская Ева во время ее соблазнения дьяволом и дальнейшего соблазнения ею Адама, из-за чего, как учит нас Церковь, в жизнь человеческую вошла смерть.  

Нельзя не отметить, что день начала революции 1917 года, 8 марта, пришелся по юлианскому календарю, по которому жила на тот момент Российская Империя, именно на 23 февраля, и изучение исторических документов показывает, что именно по этой причине на 23 февраля уже по новому григорианскому календарю (10 февраля по юлианскому) был наложен «мужской день». К слову, именно к этому дню оказалась приурочена победа украинского Майдана, также начинавшегося с «бабьего бунта кружевных трусиков» и закончившегося торжеством «настоящих мужчин» – бандеровских «киборгов». Иными словами, новое торжество заблудшей эмансипированной Евы над попустительствующим и забывшимся Адамом (о чем предупреждал еще А.С.Пушкин в его сказке о «Золотой рыбке») было сознательно воплощено в праздниках нового, «свободного» социалистического человечества.

Именно во славу такой женщины мы до сих пор массово празднуем Международный и даже Всемирный женский день. И не стоит думать, что мы вкладываем в него иные, нежели только что перечисленные, качества женщины и подразумеваем некий иной смысл. Достаточно сказать, что 8 марта практически всегда приходится на Великий Пост (или, в редком случае, на предуготовительные недели к нему), как это было и страшной зимой 1917 года. В это время, отведенное для сугубого воздержания, покаяния и духовного сосредоточения, мы утопаем в бурных застольях, желаем и хвалим телесную красоту и соблазнительность женщин, которые, в свою очередь, заменяют скромные постные одежды яркими нарядами и косметическими средствами. Мы сами признаем этот день международным (всемирным), как бы противопоставляя его Отечеству, с защитой которого связан мужской день и с уничтожением которого (и даже идеи которого) была открыто связана деятельность как коммунистического Интернационала, так и нынешнего Интернационала либерального, творящего под знаменами глобализма цветные революции по всему миру и огнем и лестью насаждающего гендерно-эмансипационную идеологию и законодательство. И о том, что этот официальный праздник отнюдь не выбивается из общего духовного состояния нашего общества, свидетельствует на научном и эмпирическом опыте стандартный типаж современной славянской женщины – достаточно взять статистику абортов, рождаемости и разводов, проанализировать ее одежду, прически, привычки и порядок времяпрепровождения, понаблюдать за тембром голоса и активным словарным запасом, выявить профессиональные предпочтения.

Православное христианство учит нас, что на смену ветхой Еве, праматери всем живущим на земле, человечеству была дана новая Ева – Богородица, которая стала по праву и по крови (через Тело и Кровь божественного Сына) – матерью обновленному человеческому роду. Именно в Божьей Матери представлен искомый идеальный образ женщины, в котором собраны все внешние и внутренние черты, выражающие в себе добродетель и духовную красоту человека и женщины в особенности – целомудрие, смирение, отзывчивость, кротость, молчаливость, терпеливость, благоразумную покорность мужчине, жертвенность, сдержанность. И собраны они не в абстрактном, отвлеченно воспринимаемом субъекте, а в образе живой Личности, на которую равнялись столетиями славянские (особенно русские) женщины и которой стремились уподобить себя и своих дочерей. И на разрушение данного образа были направлены основные вражеские усилия, которые сопровождались многочисленными попытками осквернения и замещения его божественной Обладательницы – достаточно вспомнить символ Запада и западной женщины «Статую Свободы» с факелом и шипами, изображения «дам» на игральных картах с оккультным происхождением, на «героинь» нашего времени с модельных подиумов и обложек глянцевых журналов. 

И, если внимательно присмотреться, то все эти антиобразы содержат в себе яростное отрицание всего, что предполагает развитие и торжество материнства в женщине. Собственно, именно в материнстве и заключены все вышеперечисленные добродетели, вместе рождающие любовь и материнскую любовь как высшее ее проявление у человека. Недаром у русского народа все святое носило на себе словесный отпечаток материнства – матушка-земля, Родина-мать. Материнство – не просто случайное свойство Первой из женщин, равно как и не некий частный атрибут женщины как таковой, как нас пытаются убедить современные обезумевшие эмансипаторы, всячески желающие представить материнство вообще как некий досадный побочный эффект телесных наслаждений и помеху на пути раскрытия индивидуального потенциала женщины. Нет, материнство – это сама сердцевина женской природы, средство ее духовного возвышения и подлинного раскрытия ее здоровых внутренних начал в любви и, в конечном итоге, по вынесенным в эпиграф словам апостола Павла, незаменимый путь спасения. 

Эта истина, без которой невозможно осуществить ни духовного возрождения общества, ни численного возрастания населения и с ним государственной мощи, должна быть со всех сторон закреплена как в сознании народа, так и в государственной политике. И, прежде всего, в государственных праздниках, где народная мудрость и политическая воля сходятся воедино. Еще в 1996 году, сразу после обуздания либерально-националистического погрома на Белой Руси, президентским указом был установлен государственный праздник Дня Матери, самой датой 14 октября неразрывно связавшийся с праздником Покрова Матери Божьей. Наша страна доселе является единственной в мире, достигшей такого величия на фоне стремительно разлагающегося «прогрессивного человечества». Однако еще много усилий предстоит предпринять народу Белой Руси и его пастырям и руководителям, чтобы осознать и законодательно исповедать этот святой день как День Женщины, избавившись от мрачных истуканов прошлых заблуждений. 

Задача эта стоит не только перед высокопоставленными служителями государства и Церкви, но и перед всеми верующими патриотами страны. 14 октября минувшего года в День праздника Покрова Богородицы и государственный День Матери по инициативе заведующей отделением патологии беременности Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Людмилы Чиж состоялась встреча с будущими мамами и персоналом отделения. Мероприятие организовала группа Республиканской духовно-просветительской программы «Семья - Единение - Отечество». Встреча проходила в сердечной и теплой атмосфере. Мамы почувствовали не только заботу персонала, но и реальное присутствие Богородицы и Ее покрова.

Собрание молитвой и напутственным словом открыл председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви, настоятель прихода при строящемся православном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица», иерей Кирилл Шолков, который стал первым лауреатом профессиональной премии «За гуманизм в медицине», учрежденной Белорусской ассоциацией врачей. Отец Кирилл также является руководителем рабочей группы Белорусской православной церкви по сотрудничеству с Минздравом Беларуси.

Перед собравшимися выступила Светлана Куницкая, кандидат медицинских наук, методист Издательства Экзархата Белорусской Православной Церкви, координатор программ Духовно-просветительского центра. Она поведала о том, что нерожденный ребенок уже участвует в жизни семьи, ощущает свою нужность в этом мире, общается с окружающими его людьми и, в первую очередь, с мамой. Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и ребенок. Чувства, настроение и даже мысли матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики и характера.  Присутствующие узнали, что мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. 

Если мать в процессе еды будет благодарна Богу за Его бесценные дары, то она тем самым передаст ребенку культуру питания. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают воспитать у нарожденного ребенка чувство прекрасного. Ученые отмечают, что логическое мышление и способность к языкам формируются у ребенка с 16 недель беременности. Часто родители отмечают, что дети распознают музыку и песни, услышанные в перинатальном периоде. Особенно хорошо улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери и будущего ребенка церковное хоровое пение. У известного педагога России Сергея Александровича Рачинского есть научное исследование о том, что чтение молитв и псалтыря на церковно-славянском языке, участие в церковном хоровом пении излечивает даже тяжелые формы заикания у детей и неврозы.

Во время молитвы матери молится и душа ребенка, в храме ребенок участвует в соборной молитве и хоровом пении, а в Таинстве Причастия еще не рожденный ребенок приобщается Святых Даров вместе с мамой. 

Перед мамами и сотрудниками также выступила врач-кардиолог, лауреат международного конкурса романсов и народной песни, обладающая уникальным сопрано, Наталья Климкович. Она показала, как можно голосом создать определенное настроение у мамы и дитяти, как настроить маму на позитивное восприятие мира. Рассказала о плодотворном влиянии колыбельных песен на мать и дитя, целительную силу народной, классической музыки.

Наталья Дементьева поделилась историями из собственного опыта. Однажды с помощью народной песни она помогла разрешиться женщине в условиях тяжелых родов, в другой раз, работая на скорой помощи, использовала песню для успокоения боли, снятия страхов страдающего и даже для предварительной диагностики болезни.

В конце мероприятия мамы и сотрудники отделения получили в подарок иконы Покрова Богородицы с молитвой от Издательства Экзархата Белорусской Православной Церкви. Прошедшее мероприятие стало еще одним малым, но знаменательным шагом по закреплению в общественном сознании Дня Матери, в котором государственный праздник соединился воедино со священным церковным событием, особенно почитаемым в веках русским народом, указывая подлинный путь духовного возрождения и просвещения белорусов.

Именно образ матери – земной и небесной – призван стать тем образом подлинной женственности, который заместит собой в умах и сердцах людей навязанный нам стереотип эмансипированной, гордой и капризной эгоистки, и к которому будет обращено воспитание наших женщин.