Перейти к содержимому

Православие

Слово пастыря. Церковное новолетие

25.09.2014
Святитель Димитрий РОСТОВСКИЙ

Слово в первый день Индикта, или Нового года, Святителя Димитрия Ростовского


От редакции:

Нам, уважаемый читатель, довелось жить во времена противоречивые. На первый взгляд, нам предоставлены невиданные прежде материальные возможности и личные свободы. Как никогда быстро и легко доступной является любая информация, в которой собран необозримый запас различных смыслов. И вместе с тем, мы не можем не ощущать некое великое опустошение и бесцельное брожение умов, увлечений, целеустремлений. И одновременно - блеклость и крайнюю приземленность нашего повседневного существования. Все меньше и меньше в жизни людей наблюдается ясность в понимании происходящего, в подчинении своих дел и намерений осознанным порядкам, возвышенным символам и образам. Ярким свидетельством тому служит наше отношение к празднику. Все чаще мы подсознательно выводим его сущность из корня праздности, а не наоборот. Для нас это скорее повод расслабиться, побездельничать, гульнуть-оторваться или, в лучшем случае, использовать для решения неслужебных хозяйственных нужд. И последнее, о чем мы привыкли задумываться – это смысл праздника, вытекающий из обстоятельств его происхождения и традиции отмечания, не говоря уже о наших обязательствах по отношению к нему. Нами движет готовность праздновать одновременно взаимоисключающие праздники, например, Пасху Христову и день Октябрьской революции. Мы совершенно не осознаем, что праздники во всей полноте их значимости являются несущими каркасами для всей архитектуры недель и месяцев нашей жизни – ими утверждаются и напоминаются нам наши ценности, ими, в конечном счете, задается направленность и нашим будням.

Своеобразным водоразделом здесь служит праздник Нового года – праздник, который мы находим во всех религиях и светских мировоззрениях, и который одновременно наполняется ими совершенно разными значениями, совершенно разными способами торжествования. Из этого различия мы постигаем и глубинное различие самих религий и мировоззрений. История изменений дат празднования Нового года на землях Святой Руси во многом приоткрывает нам завесу всей Ее истории. Смещение ее царем Петром Алексеевичем в подражание мятущемуся Западу (и, заметим, многим языческим традициям) с церковно установленной плодоносной поры на границе лета и осени на зимнее время сна, прообразующего смерть, закономерно завершилось в годы Революции. Которая захватила своей мутной волной и многовековой Юлианский календарь - установлением празднования Нового года на период окончания Рождественского поста, в одну из самых строгих недель духовного сосредоточения и воздержания. Не стоит отдельно говорить о том образе празднования Нового года, который закономерно выкристаллизовался в таких условиях – как далек он от устоев благочестия наших великих предков. Между тем, в Христианстве церковное Новолетие – великая веха, в которой встречаются священные события разных времен, имеющие отношения к судьбам всего мироздания. Оно – своего рода поучительное знамение, требующее к себе и соответствующего трепетного отношения. Ожидающее не расслабления, а, напротив, напряжения наших умственных сил, за которое человеку воздается радостью насыщения духовной пищей, которую невозможно сравнить с кратковременной чувственной эйфорией разгулья и беспечности, влекущей за собой унылое похмелье.

Символично, что именно со слова великого русского проповедника на церковное Новолетие открывается вместе и новолетие нашего издания.

Дмитрий КУНИЦКИЙ, редактор духовно-просветительского блока электронной газеты «Союзное слово»

Слово в первый день Индикта, или Нового года, святителя Димитрия Ростовского

По какой же причине установлено это празднование? Царь веков, Господь Бог наш, положил времена или лета в своей власти (Деян 1, 7), Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев 23,24—31). Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт 2, 2—3; Исх 20,11; Евр 4, 4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: Шесть дней работай, в день седьмой — суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты (Исх 20,9—10): так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень (Лев 23, 39).

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх34,29).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх 35).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых «Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар 8).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев 23, 32)0.

С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. Об этом так написано в книгах Моисеевых: Вострубите трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником твоим и маслиною твоей (Лев 25,9— 11; Исх 23,11). В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов. Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмиц, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем. Об этом Господь через Моисея дал такое повеление: шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших», Я пошлю благословение Мoe на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года (Лев25,3—4.20—21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби, — сказал Господь, — год покоя в седьмой месяц» (Лев 25,9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц.

Но год начинался с первого сентября не только по ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону. Об этом индиктионе повествуют следующее.

Когда Август, кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой, обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной, то, для более удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет14. Этот индиктион Август разделил на три срока, по пять лет в каждом, с тем чтобы в продолжение всего индиктиона три раза, в каждый пятый год, были собираемы подати. Такой закон был издан, главным образом, для отдаленных окраин государства, с которых трудно было собирать подати каждый год, так как собранные подати и через пять лет едва успевали достигать столицы — Рима. Каждое пятилетие называлось люструм, т.е. светлое, потому что, воздавая кесарю кесарево (Лк 20,25), люди в это время предавались веселью и жгли свечи. Народ не тяготился данью, потому что подати были небольшие и легкие, и платились добровольно. Продолжался же индиктион пятнадцать лет по следующей причине. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление мечей, копий, шлемов, щитов, панцирей и всякого военного оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом на украшение идолов. Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа. Приняла и святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет, где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему», также вошел в синагогу и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис 61,1—2). И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк4,16—22).

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Нике. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а на полотяных скрижалях (2 Кор 3, 3). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния, Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр 4,14), очистив нас от грехов Своей кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам апостола: храм Божий свят, а этот храм — вы (1 Кор 3, 17).

Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы — Христом. Христов же индиктион — это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять. Царь наш Христос не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота, как объяснил Давид, сказавший некогда: Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны (Пс 15,2). Но вместо железа и меди Господь требует от нас добродетели твердой и крепкой, православной веры в Бога. Ибо вера наша основана на крови истерзанных железным и медным оружием святых мучеников, из которых о каждом можно сказать, что в железо вошла душа Его (Пс 105,18). Небесный Царь и Бог наш повелел нам, чтобы мы веровали в Него правым сердцем и благочестиво: потому что сердцем веруют к праведности (Рим 10,10). Будем же и мы побеждать врага этой верой, как оружием железным и медным щитом. Последуем нашим святым праотцам, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр 11, 33—34).

Вместо серебра Царь наш Христос требует от нас второй добродетели, несомненной надежды на Бога. Эта добродетель, больше чем серебро, обеспечивает человеку благополучную жизнь. Если тот, кто разбогател многим серебром, уверен, что получит все мирские блага, и, уповая на богатство, весело проводит дни свои; то тем более богатый несомненной надеждой на Бога и на Него одного возложивши все свое упование получит все, чего желает, и будет жить в радости, пренебрегая всеми бедствиями и скорбями, происходящими от мира, плоти и диавола, и с наслаждением претерпевая все это ради воздаяния в будущей жизни. Часто серебро обманывает своего господина и, случайно исчезая, оставляет его в нищете; и тот, кто надеялся до конца жизни видеть во всем изобилие, вдруг лишается насущного хлеба. Надеющийся же на Господа, как гора Сион не подвигнется вовек (Пс 124, 1): не постыжает, потому что любовь Божия излилась (Рим 5,5). Этого именно невещественного серебра и желает от нас Господь и повелевает, чтобы мы не на скоропреходящее богатство возлагали свои надежды, но на Бога живого (1 Тим 6, 17), слова Господни — слова чистые, серебро переплавленное (Пс 11, 7) 2.Он неложно обещал нам несказанные вечные блага в Своем Царствии, чтобы мы премногую к нам Его благость, которой уверовали сердцем, исповедовали и устами, а устами исповедуют ко спасению (Рим 10, 10). Будем же, как добрые воины Христовы, надеждой мздовоздаяния поощрять себя к большим подвигам. Ведь надежда на награду возбуждает воина к борьбе, как говорит святой Иоанн Дамаскин о страстотерпцах: мученики Твои, Господи, утвердившись в вере и укрепивши себя надеждой, победили мучительство врагов и получили венцы.

Вместо золота Христос Царь наш требует от нас самой драгоценной добродетели, нелицемерной любви к Богу и ближним. По своему высокому значению любовь всегда представляется Учителями Церкви под образом золота; ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. Ныне, сказано в Писании, пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор 13, 13). Такого именно золота и желает от нас Господь и заповедует, чтобы мы молили Его нелицемерно, не только веруя сердцем и исповедуя устами, но на деле проявляя сию любовь. Мы должны быть готовыми подсадить за Него свои души и принять смерть ради Его Божественной любви к нам. Притом мы должны любить и ближних своих, как учит возлюбленный Христов ученик Иоанн Богослов. Дети Мои, — говорил он, — станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин 3, 18). Такая любовь принимается для украшения Самим прекраснейшим, более чем сыны человеческие, Христом Богом нашим, как говорит Сама Божья Премудрость: украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это — единомыслие между братьями и любовь между ближними (Сир 25, 1—2).

Вот какой христианский индиктион празднует ныне, вместо древнего языческого, Православная Церковь, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего его (Кол 3,9—10). Будем же праздновать новолетие так, как советует нам апостол: в обновлении жизни ходим, чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим 7, 6). Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея, в книгах которого ныне читается: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев 26, 3-4.6-7.11.12).