Перейти к содержимому

Православие

«Церкви Белорусския Похвало и града Могилева украшение»

03.03.2015
Сергей СОМОВ, кандидат филологических наук

26 февраля исполнилось 220 лет преставления к Богу великого святого просветителя земли Белой Руси, святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского


Личность Архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского занимает особенное место в истории Православной Церкви и Отечества нашего. Энергия его подвижнической натуры нашла свое выражение во многих областях знания и общественного служения. Выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести, защитник Православия – Георгий снискал себе венец святости и немеркнущую славу в благодарной памяти потомков. 

Григорий Иосифович Конисский родился 20 ноября 1717 г. в городе Нежине в семье родовитых украинских дворян. Его отец Иосиф Иванович с 1727 г. являлся бургомистром города. До 11 лет Григорий воспитывался в семье, вероятно, посещал полковую школу, где получил основательное начальное образование, позволившее ему поступить в самое передовое учебное заведение Украины – Киево-Могилянскую академию. В ее стенах тогда преподавали выдающиеся представители науки Нового времени: Стефан Калиновский, Сильвестр Кулебяка, Михаил Козачинский, Симеон Тодоровский и др. Во время обучения в академии (1728-1743 гг.) Конисский показал себя одним из самых одаренных учеников, его усердие и успехи в науках послужили причиной тому, что молодого выпускника оставили при Академии в качестве преподавателя.

Исполненный стремлением служить высоким религиозно-просветительским идеалам, Григорий по примеру своего родственника старца Иова Конисского и Святых Отцов Церкви в 1744 г. принял постриг в Киево-Братском монастыре с именем Георгия. С 1744 по 1746 г. он вдохновенно трудится на должности проповедника Киево-Печерской Лавры, где начал развиваться его талант оратора, способного доносить Евангельское слово до слушателей, достучаться до самих окаменелых сердец. В это же время, почти два года молодой иеромонах старательно готовился к преподавательской деятельности, усиленно штудировал в библиотеке Академии труды античных, средневековых и современных писателей, философов и ученых: Аристотеля, Плутарха, Цицерона, Овидия, Вергилия, Эразма Роттердамского, Коменского, Декарта, Галилея, Гассенди, Ломоносова, Татищева и мн. др.

Период педагогической деятельности будущего святителя в Киеве был необычайно плодотворным. Будучи талантливым поэтом, автором многих оригинальных стихов, поэтических драм (самая известная из которых – "Воскресение мертвых") и переложений библейских псалмов, он в 1745 г. стал профессором кафедры поэтики. Работа отца Георгия Конисского "Правила поэтического искусства, из авторов, изучающих естество поэзии, кратко, с нужнейшими наблюдениями, собранные и в пользу студенческой молодежи изложенные и истолкованные в родной... академии 1746 г.", по мнению современных ученых, имела важное значение для развития теории поэтического искусства на Украине и в Белоруссии, способствовала усовершенствованию системы русского стихосложения. Отец Георгий Конисский выступил как один из ревностных сторонников плодотворного влияния русской художественной литературы на украинскую, много заботился об укоренении русского языка среди малороссов.

В 1747 г. отец Георгий стал профессором кафедры философии, где четыре года преподавал свой оригинальный курс и в 1751 г. определился на должность профессора самой уважаемой кафедры Академии – кафедры богословия, а в следующем году был избран ректором. Таким образом, менее чем за десять лет он прошел небывалый путь от рядового преподавателя до профессора самых авторитетных кафедр и, наконец, – ректора. На фоне почета, славы и признания героическим представляется решение иеромонаха Георгия оставить благополучный Киев и возглавить Могилевскую епархию в трудное для нее время. Несмотря на очевидные тяготы и опасности предлежащего поприща, святитель Георгий дал добровольное согласие "вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев".

Архиерейская хиротония Георгия Конисского состоялась 26 августа 1755 г. в Киеве, когда ему было 38 лет. Прибыв в Могилев, епископ Георгий нашел состояние единственной в то время белорусской епархии крайне удручающим во всех отношениях: духовном, административном, финансовом. Архиерей увидел неприглядную картину умственного и нравственного невежества низших слоев населения и священства. Религиозное запустение было вызвано длительными гонениями на православие со стороны католической знати, римского и униатского духовенства. "Подъехавши к Могилеву, – писал владыка Георгий, – я, прежде всего, узрел свою кафедру по великому безобразию ее сравнительно с римскими костелами... Она была жалка, угнетена и зело страждуща".

"Но – ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша Благочестивая Вера в сем Государстве? – говорил Георгий в 1767 г. в "Слове на день рождения Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы и Самодержицы Всероссийской, Екатерины II". – ...В Литовском Великом Княжестве хотя и осталась последняя Епархия Белорусская: однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть в ней некое число Церквей Православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам Христианским: жидовския божницы далече благолепнейший указуют вид.

Таково церквей внешних и рукотворенных состояние, плача достойное, но еще гораздо плачевнейшее внутренних, нерукотворенных, самаго, говорю, сословия Правоверных Христиан. Отнят от них свет учения: школам и семинариям быть не допускают; а потому не только низкого состояния люди, но и само дворянство в крайней простоте и невежестве принуждено жить. <...> Ежели Православные наши люди звания крестьянского, то на них просто, как хищными волками нападение делается. Духовные, властию и силою мирскою укрепясь, гонят православный народ, как овец, неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, – гонят не точию из домов, но из церквей наших. Во время самаго Евангельского чтения, пришед в церковь нашу, прикащик бьет народ плетью, как скот гоня из хлева... И если поселяне или граждане слушать их учения, и от Веры своей отступить не хотят; тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят виселицы, вкапывают столбы, возгнещают костры; розги, терние и другия мучительныя орудия представляют. Отлучив детей от матерей, и матерей от детей, детей убо пред очами матерей под розги кладут, а матерей пред очами детей. Тут вопли и рыдания, каковы, может быть, токмо во время избиения младенцев от Ирода слышаны были. <...>

Молчу о пастырях бедных, Священстве нашем. Сколь многие из них изгнаны из домов; сколь многие в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях, вместе со псами, заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены; сколь многие биты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты".

Будучи человеком неукротимой энергии, прекрасно знающим историю, гражданское право и польский язык, Святитель смело выступил на подвиг защитника Православия – на борьбу, как он выражался, с "волками". В период этой борьбы жизнь его неоднократно подвергалась опасности: в 1759 г. в Оршанском Кутеинском монастыре, когда униаты осадили обитель, чтобы непременно убить Могилевского епископа, и владыку Георгия спасли, вывезши из монастыря в телеге под ветками и навозом; в 1760 г. в Могилеве, когда оголтелая толпа ворвалась в дом епископа и он чудом спасся в подвалах; в 1762 г. в Варшаве, когда загорелся дом, в котором остановился Святитель, а также в 1768 г., когда на архипастыря готовилось покушение и могилевскому архиерею пришлось на четыре года выехать из Могилева в Смоленск в вынужденное изгнание. 

Развитие и процветание общества Святитель связывал с развитием науки и образования; способность к научению книжной мудрости воспринималась им как важная черта человека, присущая ему независимо от социального положения. На Могилевской кафедре владыка Георгий выступил страстным поборником просвещения. Сначала он поручил пяти грамотным священникам, приехавшим с ним из Киева, толкование для народа в храмах Евангелия, изъяснение Катехизиса, затем приобрел для священства "Катехизис" Феофана Прокоповича, а в 1757 г. переработал этот катехизис для простого народа и издал в собственной типографии, опубликовал ряд других духовно полезных книг. 

Отстаивая право на образование всех слоев населения, в том числе и простого народа, он открыл при православных храмах школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Чечерске и других городах. По образцу Киевской Академии в 1759 году епископ Георгий основал в Могилеве духовное училище, ставшее позднее семинарией, призванной не только дать Белорусской епархии грамотных священников, но стать оплотом просвещения для всех православных белорусов, не имеющих доступа к наукам и знаниям в условиях польского господства. 

Целенаправленная борьба православного Просветителя с униатством и католицизмом подтолкнула его в стремлении документально, юридически обосновать права православных перед польским королем и судами. Кропотливо, много лет епископ Георгий по монастырям и храмам, по городам и весям Беларуси и Украины собирал свой знаменитый архив древних грамот и документов, в основу которого были положены документы, полученные им в архиве Коллегии иностранных дел России. Чужеродность унии на белорусских и украинских землях доказывается им в ряде историографических сочинений: "Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польше бывших благочестивых, т.е. греко-восточного вероисповедания, кои ремлянами обращены на унию или соединены с римскою церковью", "Записки Конисского о том, что в России до конца XVI века не было унии", "Права и свободы жителям Короны Польской и Великого княжества Литовского, исповедующим греко-восточную религию".

Свои надежды на изменение катастрофической ситуации святитель связывал с русской императорской властью, постоянно писал письма в Синод и Екатерине II, в которых умолял власть предержащих защитить несчастных белорусов, взять под покровительство православных Польши. В 1762 г. он приехал в Россию и 29 сентября произнес "Речь Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Екатерине II ...по совершении священнаго Ея Величества коронования, в Москве", в которой назвал белорусский народ одним из народов, подданных русского престола, несмотря на то, что вся территория Беларуси находилась под властью другого государства. Главным признаком единства великорусского, малорусского и белорусского народов Конисский считал "единоверие", духовную общность. Порыв к единению, с его точки зрения, был освящен высшим смыслом стремления к свободе, независимости и национальному достоинству.

Тема бедственного положения паствы была развита епископом Георгием в его прославленной "Речи Польскому Королю Станиславу Августу, произнесенной в Варшаве" 27 июля 1765 г. на латыни и переведенной впоследствии на многие европейские языки. В ней Георгий обратился к Понятовскому от лица всех православных жителей западной России, принужденных "влачить оковы", возложенные на их совесть. Белорусский святитель подал польскому правительству "Мемориал об обидах православным" с убедительной историко-юридической аргументацией в защиту западнорусских православных. При этом ходатай приложил реестр всех известных ему случаев угнетения православных в Польше, произошедших с 1755 года, и список двух сотен отнятых униатами церквей. Однако рассмотрение мемориала затянулось надолго. Даже после утверждения польским сеймом в феврале 1768 г. трактата о правах диссидентов (гонимых за свои убеждения людей) в реальной государственной и церковной жизни положение православных белорусов переменилось только после первого раздела Польского королевства между Россией, Пруссией и Австрией в 1772 году.

Находясь в изгнании в Смоленске, Святитель продолжал заниматься попечением о своей пастве посредством писем. В соавторстве с епископом Смоленским Парфением (Сопковским), он составил практическое пособие "О должностях пресвитеров приходских", очень нужное для священнослужителей. Это классическое произведение по вопросам литургики, проповеди и особенно пастырского богословия впоследствии было переведено на разные языки мира.

Первый раздел Польши застал Георгия в Смоленске. Отошедшие к России южные провинции Белоруссии – Могилев, Орша, Мстиславль и Рогачев – составили отдельную Могилевскую епархию, в которой с 1773 года владыка мирно трудился до конца своих дней. Господь утешил своего избранника и дал ему радость увидеть увидеть долгожданные перемены. В течение трех первых лет после разрешения униатам переходить в православие к Русской Церкви было присоединено 112.578 жителей. Этот процесс продолжался и в последующие годы, особенно усилившись после второго и третьего разделов Польши в середине 1790-х годов. 

Деятельность Святителя Георгия Могилевского по защите Православия и воссоединению униатов не осталась без внимания: в награду за труды он был возведен в 1783 г. в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. 

Могилевский Святитель ратовал о судьбе православных в Польше и после того, как его епархия перешла в состав Российского государства. Все жалобы православных из Польши в Синод, равно как и решения Синода, направлялись именно архиепископу Георгию, и он своим авторитетом и энергичными усилиями оказывал непосредственное благотворное влияние на церковную жизнь православных в самой Польше. Результатом трудов Георгия было учреждение в Польше отдельной епископии для православных. Кандидатом во епископа Святитель предложил своего питомца архимандрита Слуцкого Троицкого монастыря Виктора Садковского.

Особое значение Просветитель придавал развитию Могилевской духовной семинарии, в которой после строительства нового здания в 1785 г. были открыты расширенные классы богословия, философии, латинского, греческого и польского языков. Для преподавания дисциплин в Могилев приглашались профессора Киевской академии. Владыкой Георгием Конисским была выдвинута идея создания в Могилеве учебного заведения университетского типа не только для церковного, но и для мирского образования, в котором бы преподавались такие дисциплины, как гражданская история, география, юриспруденция, физика, немецкий и французский языки. Однако этим масштабным замыслам не суждено было сбыться даже в XIX веке.

Не менее важной для владыки была борьба с нравственными недостатками духовенства, монашества и прихожан. Он сам много проповедовал, объезжая храмы своей епархии. Общее число известных на сегодняшний день проповедей святителя Георгия Конисского – 77. Часть из них была собрана им в "Сборник поучительных слов" и издана, прежде всего, для духовенства (этот сборник не сохранился, известный сегодня свод "Слов и речей" был составлен в конце XIX века редакторами "Могилевских Епархиальных Ведомостей" Д.Тихомировым и И.Пятницким к 100-летию со дня кончины Георгия Конисского). Проповеди Святителя Георгия имели огромное значение в нравственном возрождении белорусского народа. Они отличались искренностью и простотой.

Догматическое и нравоучительное начала в проповедях владыки Георгия неразрывно слиты. Его "Слова" учат слушателей не только основам веры, пониманию догматов Церкви, но особенно христианской нравственности, покаянию; невзирая на лица, обличают развращенность, немилосердность, гордыню, притеснение бедных, лихоимство в судах. Искусный оратор, Георгий умел говорить с народом просто, понятно, подчас используя резкие слова для вразумления малограмотной паствы от суеверий и духовной лени. По мнению А.С. Пушкина, посвятившего в 1835 г. первому собранию сочинений белорусского Просветителя обстоятельную статью, "проповеди Георгия просты и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна".

Многим обязан деятельной натуре архиепископа Георгия Конисского город Могилев, в том числе появлением архитектурных памятников, имевших в свое время важное значение. По благословению Святителя известный архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разработал проект, в соответствии с которым к 1762 г. в Могилевском Спасо-Преображенском мужском монастыре на высоком берегу Днепра был возведен величественный собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным. В результате созидательной деятельности святителя к началу XIX в. все постройки Спасского, или Архиерейского, монастыря были каменными, и весь монастырь был окружен каменной оградой. Трудами Георгия Конисского были также построены здания архиерейского дома и консистории, Могилевской духовной семинарии, сооружены храмы в с. Нейдоке Рогачевского уезда, в м. Дубровно, в д. Герасименки и д. Селичи близ Черикова. В пригороде Могилева Печерске владыкой Георгием была построена деревянная церковь в честь его небесного покровителя великомученика Георгия Победоносца. 

Архиепископ Могилевский и Белорусский Георгий Конисский прожил долгую, для своего времени, жизнь – 78 лет. В 1793 г., осознавая, что земной его срок подходит к концу, он составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве, о семинарии и делах епархии, о клире, пастве и благотворительности. Им был установлен порядок благотворения по субботам в городских церквях. Тогда же он сочинил надгробную надпись, которую распорядился выгравировать на медной доске и установить над его могилой. В десяти коротких строках эпитафии отразились самые яркие вехи бурной подвижнической жизни белорусского Просветителя:

Колыбель – Нежин, Киев мой учитель;

Я в тридцать восемь лет сделался святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками,

А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.

 

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и членом стал Синоду.

Георгий имя из Конисских дому.

Коню бывал подобен почтовому.

Тут трупа моего зарыты кости.

В год семисотый пятый девяностый.

По собственному слову святитель Георгий Конисский скончался 13 февраля 1795 г. Он был погребен в сооруженном им Спасском соборе г Могилева. В надгробном слове памяти Георгия Конисского учитель Могилевской семинарии священник Андрей Пригоровский справедливо утверждал: "..Если бы в сии смутные времена не управлял церковным кормилом премудрый Георгий, едва бы осталися в этой стране следы истинного Православия...".

Господь сохранил тело Святителя нетленным. Это было обнаружено впервые в 1812 г. французами, искавшими в склепе оружие и в 1885 г. при ремонте Спасского храма. Заметим, что в настоящее время место нахождения мощей Георгия пока неизвестно, поскольку Спасо-Преображенский собор в советские годы был разрушен, а на его месте построено здание строительного треста.

Исповедническая жизнь Архипастыря оставила в белорусском народе неизгладимую память. В XIX веке слава Георгия Конисского росла и приумножалась. Жители Белоруссии и Украины, а в особенности могилевчане почитали его как святого. В Могилеве у гробницы св. Георгия, стоявшей у правого клироса Спасского собора, постоянно совершались панихиды с проповедью о жизни и трудах Святителя. "Праведники во веки живут" /Пс. 3.6./.

Образ Святителя Георгия как Просветителя Белой Руси и Архипастыря Церкви был отражен на скульптурном монументе "1000-летия России", сооруженном в 1862 г. в Новгородском Кремле, где представлены 106 исторических личностей, наиболее отличившихся за тысячу лет существования государства Российского. Архиепископ Георгий изображен рядом с выдающимися просветителями славян, равноапостольными Кириллом и Мефодием, Нестором летописцем и Феофаном Прокоровичем.

В 1904 г. Могилевским архиепископом Стефаном было установлено ежегодное во всех храмах епархии в день св. великомученика Георгия, 26 ноября, поминовение архиепископа Георгия Конисского "ввиду громадного значения в истории западно-русской Церкви вообще и в истории Церкви Могилевской в частности этого доблестного архипастыря, великого борца за св. Православную веру в Белорусском крае, истиннаго и апостольского труженика, благодетеля всего западно-русского края".

12 декабря 1992 г. в связи с 275-летием со дня рождения Святителя Георгия могилевские власти установили памятную мемориальную доску на доме, в котором проживал святитель. Городской вал, на котором стоит дом, получил наименование Вала Георгия Конисского. Здесь же ко дню прославления Святителя Георгия в лике святых по благословению Высокопреосвященнейшего Максима, Архиепископа Могилевского и Мстиславского, был установлен крест с надписью: "В ознаменование канонизации Святителя Георгия, Архиепископа Могилевского и Белорусского. 24 июля 1993 г." В тот исторический день 6 августа (по новому стилю) при большом стечении молящихся перед крестом был совершен первый молебен Святителю Георгию. Молебен совершали все Иерархи Белорусской Православной Церкви во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Филаретом, духовенством Могилевской Епархии и других городов Республики.

С этого времени установилась добрая традиция боголюбивых могилевчан и паломников ежегодно совершать 6 августа торжественный Крестный ход после праздничной Божественной Литургии из Свято-Никольского собора монастыря на Городской вал, служить молебен Георгию Могилевскому. В другие дни горожане приносят цветы к подножию креста. Здесь испрашивают благословение Святителя Георгия новобрачные на их семейную жизнь, скорбящие – утешения, оказавшиеся в трудных обстоятельствах – помощи.

Молитвами Святителя Георгия Могилевского да сохранит ныне и всех нас Господь Бог от всякой скорби, бед и напастей и укрепит в исповедании Святого Православия!