Перейти к содержимому

Геополитика

Две стороны минских переговоров: Россия и франко-немецкий фактотум США

17.02.2015
Лев КРИШТАПОВИЧ, доктор философских наук

Фактически минские переговоры велись не в четырехстороннем формате, а между Россией и Европейским союзом, за спиной которого маячили США.


 Состоявшиеся переговоры в Минске по прекращению военных действий на Юго-Востоке Украины правильнее назвать не комплексом мер по политическому урегулированию ситуации на Донбассе, а комплексом мер по установлению возможного временного перемирия между киевской властью и новороссийскими ополченцами. Почему следует квалифицировать данные переговоры только таким образом? Потому что переговоры велись вокруг устранения последствий этого кризиса, а не выяснения его истинной природы. 

В чем заключается природа украинского кризиса? В том, что он обусловлен политикой нынешней киевской власти, а не ополченцами Новороссии. Дело в том, что нынешняя киевская власть абсолютно несамостоятельна, она является лишь инструментом в реализации геополитических интересов Запада, в первую очередь США, на постсоветском пространстве. И от киевской власти в этом переговорном процессе ничего не зависело. Сам состав «нормандской четверки» и  ход переговоров это подтверждают. 

Фактически минские переговоры велись не между Донбассом и Киевом,  и даже не в четырехстороннем формате, а между Россией и Европейским союзом, за спиной  которого маячили США. Роль киевских представителей в этой дипломатии была чисто декоративная. Следовательно, и реализация этих договоренностей зависит не от желания Порошенко и его команды, а от политики Запада в отношении Украины и России. А какую политику на деле, а не на словах, стремятся реализовать  Европейский союз и США в Украине? Совершенно ясно – антироссийскую. Вся эта возня с евроинтеграцией Украины есть лишь продолжение одной и той же антироссийской политики Запада  на постсоветском пространстве, начиная с 1990-х годов. Никаких кардинальных изменений в этой политике не произошло. Цель ее – развалить Россию, а если это не удастся, ослабить ее, чтобы она не мешала беспардонно хозяйничать западной олигархии и военщине в бывших советских республиках. В первую очередь, разумеется, на Украине.

Все это давно изложено в работах американского русофоба польского происхождения  Збигнева Бжезинского, и является альфой и омегой геополитики США в отношении России. Поэтому, когда некоторые «эксперты» рассуждают о том, что США не удалось вбить клин в отношения между Россией и Европейским союзом, что минские переговоры вывели янки из участия в урегулировании украинского кризиса, то это просто наивные мечтания. 

Пикантность всей этой дипломатии в том, что и Европейский союз в лице Германии и Франции на данных переговорах играл лишь роль фактотума   США. Элементарная логика: не будь «помощи Украине» со стороны США, не было бы никакого украинского кризиса. 

Вот и выходит, что реальные переговоры велись между Россией и США, хотя последних формально и не было в Минске. Но это и не важно: были доверенные исполнители  администрации Президента США – А.Меркель и Ф.Олланд. Если бы эта истина была открыта для всех – дипломатов, журналистов, экспертов,   то тогда было бы  понятно, что от этих переговоров ожидать политического урегулирования украинского кризиса не приходится. Не затем США совершали государственный переворот в Украине, приведя к власти своих марионеток, чтобы потом заниматься политическим диалогом и примирением Киева и Юго-Востока. Это означало бы, что США должны были бы признать собственную вину за украинский кризис. Но это из области политической фантастики. На деле же политики США стремятся не к миру на Украине, а к войне, точнее, к американскому миру в Украине, что  тождественно войне. Американский политолог Стивен Лендман в интервью «Sputnik» абсолютно правильно сказал: «Президент Обама хочет войны, никак не мира, а Донбасс – это его война». Вот откуда и вытекает объективная невозможность реализации миротворческих усилий переговорщиков в Минске. 

Кстати, непонятно, почему со стороны Запада до сих пор остаются без ответа предложения об использовании в Донбассе миротворческих сил? Дело в том, что в нынешней ситуации простой отвод тяжелых вооружений, при всем его положительном значении, все же не дает исчерпывающей гарантии того, что хрупкое перемирие может быть нарушено. Причем буквально  из-за одной серьезной провокации, учитывая, что у обеих противостоящих сторон есть как сторонники мира, так и сторонники «войны до победного конца». То есть, только в случае, если стороны конфликта будут разделены миротворцами, можно будет говорить о более-менее гарантированном прекращении огня. Но вместо миротворцев, прекращению войны должен способствовать некий «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».

Возьмем его 11-й пункт – о проведении конституционной реформы на Украине, предполагающий в качестве ключевого элемента децентрализацию украинских регионов, где речь идет и о праве на языковое самоопределение, и на участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов, и о содействии со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству с Россией, и о создании органов народной милиции по решению местных советов. Спросим: смогут ли США согласиться не на фиктивную, а на реальную децентрализацию, автономизацию, федерализацию Украины? Разумеется, нет. Вот на развал России они согласятся, а на федерализацию Украины – нет. Ибо реальная децентрализация или федерализация Украины ставит крест на всей антироссийской политике США и Евросоюза в отношении не только Украины, но и всех других постсоветских стран. 

При реальной децентрализации или федерализации Украины ни о каком присутствии НАТО на ее территории нельзя будет вести речи, ибо Юго-Восток никогда с этим не согласится. При реальной децентрализации или федерализации Украины русский язык будет признан государственным языком Юго-Востока, и бандеровщине с ее дегенеративными ламентациями об «уничтожении Москвы и разрушении Кремля» в этом регионе делать будет нечего. Но ведь и втягивание Украины в НАТО, и запрет русского языка, и геополитическая война против России – это и есть реальная политика США на постсоветском пространстве. Следовательно, этот ключевой пункт «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» при нынешней политике США и Европейского союза по разрешению украинского кризиса абсолютно невыполним. А тогда становится бессмысленной вся конструкция политического урегулирования на Украине. 

Нельзя не учитывать и тот факт, что для нынешних украинских олигархов, которые уподобились неким удельным князькам, продолжающаяся в Украине война стала прибыльным, причем единственно возможным, бизнесом. Не говоря о том, что война дает им возможность безнаказанно захватывать предприятия и целые районы страны, превращая их в свою вотчину. Поэтому им прекращение войны не просто не выгодно – оно губительно для их шкурных интересов. Следовательно, они сделаю все возможное, чтобы пожар войны не затихал как можно дольше, и здесь их интересы просто абсолютно совпадают с намерениями США. 

По большому счету, глядя на все проходящие в Минске переговоры, создается впечатление, что мир в Донбассе действительно нужен лишь самому Донбассу, России и Беларуси – это при том, что Беларусь в данном случае вообще не относится ни к одной из сторон конфликта. И если кое-кто ехидно так намекает, что, дескать, Президент Беларуси извлекает из нынешних переговоров некие политические дивиденды, то такой человек по меньшей мере наивен. Потому что истина как раз на поверхности: просто у каждого белоруса, равно как и у каждого россиянина (я имею в виду людей вменяемых и морально чистоплотных) душа болит за то, что происходит в родной для них Украине. К слову, сам  Александр Лукашенко не питает надежд на налаживание отношений Беларуси с Западом в результате состоявшихся в Минске переговоров на высшем уровне в «нормандском формате» - об этом он совершенно откровенно заявил в эксклюзивном блиц-интервью ведущему программы «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1» Сергею Брилеву. То есть, это в очередной раз подтверждает очевидную истину: нам, белорусам, россиянам и украинцам, надеяться можно только друг на друга, на своих союзников по Евразийскому экономическому союзу, и на тех наших друзей и союзников в мире, которые не «пляшут под дудку» США. 

Только укрепление многополярного мира, тесный союз России, Китая и Индии, вместе с другими проводящими независимую политику государствами, смогут охладить милитаристский пыл США,   став надежной гарантией подлинного мира и безопасности на постсоветском пространстве и во всем мире.